На русском

Можно ли спасти узбекистанцев, приговоренных к повешению в Малайзии?

Maqolani o’zbek tilida o’qing

Согласно сообщениям средств массовой информации, суд Малайзии приговорил троих граждан Узбекистана к повешению. По решению суда, две женщины и мужчина, являющиеся гражданами Республики Узбекистан, были признаны виновными в ввозе наркотических веществ в страну и, по местным законам, приговорены к высшей мере наказания. Рассмотрим вопрос с правовой точки зрения. В частности, каковы обязанности наших дипломатических представительств за рубежом, когда возбуждено уголовное дело против гражданина Республики Узбекистан? Действуют ли нормы международного права при проведении суда над гражданином одной страны на территории другой?

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях, при проведении суда над гражданином иного государства данное государство обязано информировать подсудимого о праве на защиту. В рассматриваемом нами случае трое граждан Узбекистана должны были быть проинформированы малайзийской стороной о праве на юридическую помощь и защиту из Узбекистана. Малайзия также должна была сообщить Узбекистану (посольству Узбекистана в Малайзии) об уголовном деле против граждан Узбекистана и выдвинутых против них обвинениях. Напоминаем, что упомянутая Венская конвенция подписана и Узбекистаном, и Малайзией. В сообщениях СМИ не упоминается о том, были ли проведены подобные процессуальные действия.

Согласно Закону Республики Узбекистан о гражданстве, Узбекистан обязуется защищать права, свободы и интересы своих граждан как на, так и вне территории Узбекистана. Также Республика Узбекистан считается ответственной перед собственными гражданами. Выполнение данного обязательства является непосредственной прерогативой Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Согласно Уставу Министерства иностранных дел, основной задачей министерства является защита государственных интересов и прав граждан Узбекистана во взаимоотношениях с другими странами.

Министерство осуществляет свою деятельность через дипломатические представительства на территории зарубежных государств. Согласно упомянутого Устава, дипломатические представительства защищают своих граждан, находящихся на территории данного государства через международное право и двусторонние договоры и соглашения, а также многосторонние соглашения, участниками которых являются оба государства. Под дипломатическими представительствами подразумеваются посольства и консульства. Согласно Консульскому уставу Республики Узбекистан, консульства защищают права и интересы юридических лиц и граждан Республики Узбекистан на территории других государств. Следовательно, Узбекистан должен обеспечить троих граждан юридической помощью (следить за уголовным процессом, обеспечить юридическую защиту, и т.п.) и бороться за их права и интересы.

Следует отметить, в правовой литературе слова «правовой» и «юридический» используются как синонимы. Согласно энциклопедическому словарю о конституционном праве, юридическая помощь означает помощь в осуществлении прав и интересов граждан, обеспечении законности деятельности организаций. По статье 26 Конституции Республики Узбекистан, подсудимое лицо должно быть обеспечено всеми условиями для защиты. Согласно Консульскому уставу, консул обязан принять все меры и действия для восстановления нарушенных прав юридических лиц и граждан своей страны. Даже в случа если граждане Узбекистана, находящиеся за рубежом, не в состоянии защищить свои права, консульство имеет право без доверенности представлять их интересы в государственных органах страны пребывания. Данное представительство продолжается до тех пор, пока граждане не назначат защитника или будут в состоянии сами защищать свои права. Следовательно, правовая помощь означает обеспечение услугами адвоката.

Согласно Всемирной декларации прав человека, каждый человек имеет право на жизнь. Однако данный документ не имеет обязательной силы. Поэтому смертная казнь до сих пор остается спорным вопросом в ряде стран мира. Есть сторонники, есть и противники смертной казни (Читать здесь). В 2008 году в Узбекистане была отменена смертная казнь, и с тех пор самой тяжелой формой наказания является пожизненное заключение. Соответственно, правительство Узбекистана должно предпринимать все меры для того, чтобы спасти своих граждан от высшей меры наказания вне зависимости от их виновности или невиновности.

Обычно два и более государства заключают соглашения или договоры о применении наказания при совершении преступления. К примеру, в 2006 году в рамках Евразийского экономического сообщества было подписано Соглашение о сотрудничестве в области исполнения уголовных наказаний, к которому присоединился и Узбекистан. Между Узбекистаном и Малайзией подобной договоренности не существует, однако с 2008 по 2013 годы между странами действовал Меморандум о сотрудничестве в правовой сфере. Хотя данный документ посвящен, главным образом, вопросам обмена кадрами и прав интеллектуальной собственности, в нем упоминается, что стороны могут сотрудничать и по другим вопросам правового сотрудничества. Следовательно, основываться на данное положение, правительство Узбекистана могло потребовать не применять смертную казнь и позволить осужденным отбывать наказание в Узбекистане. Необходимо отметить, что несмотря на то, что Меморандум потерял силу в августе 2013 года, уголовное дело против троих узбекистанцев было возбуждено в 2010 году, два  государства должны были сотрудничать в течение последних трех лет, пока Меморандум был в действии.

В международном праве имеется знаменитое дело “LaGrand”, которое может послужить прецедентом для рассматриваемого нами вопроса. В нем два брата – граждане Германии, к моменту преступления проживавшие 3-4 года в США, были признаны виновными в убийстве в штате Аризона и приговорены к смертной казни. США не последовало своим обязательствам согласно Венской конвенции и не сообщило немецким гражданам об их праве получить юридическую помощь и защиту из Германии, а также не проинформировало посольство Германии о возбуждении уголовного дела и выдвинутых обвинениях против немецких граждан. Когда немецким властям стало известно о судебном процессе и решении суда, правительство Германии подало иск против США в Международный суд ООН. За несколько часов до приведения меры наказания в исполнение, суд принял временное решение о необходимости отложить его. Суд США не нашел обязательным временное решение Межународного суда и привел меру наказания в исполнение. После этого Германия подала дело в Международный суд ООН, и в результате суд признал, что США не выполнили своих обязательств, исходящих из Венской конвенции, и принял решение, что временные решения Международного суда ООН являются обязательными для соответсвующих сторон.

Следует упомянуть, что юрисдикция Международного суда не распространяется ни на Узбекистан, ни на Малайзию. Поэтому у Узбекистана нет возможности возбудить иск против Малайзии в данном международном органе. Тем не менее, оба государства являются участниками Венской конвенции, к тому же согласно национальному законодательству, Узбекистан обязан защищать права своих граждан и бороться за их интересы где бы они не находились, и использовать для этого как правовые, так и политические средства.

Дилором АБДУЛЛАЕВА

Comments are closed.